9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией! | «Вологодская областная клиническая больница»
Минздрав
Call Center (горячая линия) с 08.00-16.00: +7 (8172) 55-66-66
Дежурный администратор (после 16:00): +7 (8172) 71-74-67
vol_obl_bol1@mail.ru
Версия для
слабовидящих
г. Вологда, ул. Лечебная, 17 Пн-Пт: 8:00-17:00
Регистратура: +7 (8172) 53-12-80 Горячая линия: +7 (8172) 55-66-66

9 декабря — Международный день борьбы с коррупцией!

Актуальность проблемы противодействия коррупции обусловлена крайне высокой степенью ее общественной опасности. В результате совершения коррупционных преступлений существенно нарушается соответствующая определенным нормативным актам деятельность государственных и местных органов власти; подрываются авторитет и иные интересы публичной власти; зачастую причиняется значительный материальный ущерб; ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом, интересы всего общества и государства.

Коррупция наряду с бюрократизмом, с низким уровнем нравственности многих представителей государственного аппарата деформирует, по сути, государственную политику и законодательную базу государственной службы. Низкое качество организации деятельности административных органов, сложившийся в них социально-психологический микроклимат, стиль функционирования, круговая порука и т. д. — все это только способствует дальнейшему развитию коррупции.

Известно, что коррупция самым негативным образом сказывается на развитии экономики и социальной инфраструктуры, разъедая, в первую очередь, органы государственной власти и управления.

Вследствие коррумпированности значительной части государственных и муниципальных служащих граждане, по сути, вытесняются из сферы бесплатных обязательных услуг в области образования, здравоохранения, социального обеспечения: бесплатные публичные образовательные, социальные, а также административные услуги становятся для них платными.

Коррупция позволяет нарушителям уходить от юридической ответственности за совершенные противоправные деяния — это порождает безнаказанность и способствует падению престижа судебных и правоохранительных органов, а также в целом государственной власти в глазах населения, что в итоге порождает опаснейшее явление — правовой нигилизм.

Разрастанию коррупции в целом и в частности ее наиболее общественно-опасной формы проявления — взяточничества способствуют самые разнообразные факторы как объективного, гак и субъективного характера.

Сложившаяся противоправная обстановка, угрожающая национальной безопасности и экономическому развитию нашей страны, не может длиться бесконечно. В настоящее время российское общество самым серьезным образом озаботилось решением проблемы борьбы с коррупцией. Так, подписан и ратифицирован целый ряд международных документов в области борьбы с коррупцией, подготовлен и реализуется Национальный план противодействия коррупции, принят Федеральный закон «О противодействии коррупции».

Правовую основу противодействия коррупции в России составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, в том числе те, которыми ратифицированы соответствующие международные договоры (а соответственно, и положения этих международных договоров), а также изданные в их развитие иные нормативные правовые акты.

Российская Федерация ратифицировала присоединение к основным международным соглашениям, направленным на борьбу с коррупцией. Для России в силу вступили Конвенции ООН Против коррупции, Конвенция Совета Европы об уголовнойответственности за коррупцию. В феврале 2007 года Россия официально стала членом международной организации ГРЕКО – Группа государств против коррупции, которая учреждена в 1999 году Советом Европы для мониторинга государств на предмет соответствия антикоррупционным стандартам организации. Наряду с другими государствами, Россия 9 декабря отмечает учрежденный ООН Международный день борьбы с коррупцией.

Согласно нормам Конвенции ООН, каждое Государство-участник, в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы, разрабатывает и осуществляет или проводит эффективную и скоординированную политику противодействия коррупции, способствующую участию общества и отражающую принципы правопорядка, надлежащего управления публичными делами и публичным имуществом; поощряет честность, неподкупность и ответственность своих публичных должностных лиц в соответствии с основополагающими принципами своей правовой системы; способствует расширению и распространению знаний по вопросам предупреждения коррупции; проведению мероприятий по информированию населения, способствующих созданию атмосферы нетерпимости в отношении коррупции; принимает надлежащие меры для обеспечения того, чтобы соответствующие органы по противодействию коррупции были известны населению, и обеспечивает доступ к таким органам для предоставления им сообщений, в том числе анонимно, о любых случаях, которые могут рассматриваться в качестве представляющих собой какое-либо из коррупционных преступлений.

В Российской Федерации действуют Указ Президента «О мерах по противодействию коррупции», Национальная стратегия противодействия коррупции, Федеральный закон «О противодействии коррупции», другие федеральные законы и нормативные правовые акты. Правовая основа противодействия коррупции постоянно совершенствуется в целях достижения эффективного результата в борьбе с ней.

Одним из серьезных рычагов профилактики коррупционных проявлений среди государственных и муниципальных служащих, призванных на ранней стадии предупредить влияние личной заинтересованности на объективное исполнение должностных (служебных) обязанностей, не допустить перерастание действий государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные и муниципальные должности, в преступные формы поведения, является деятельность комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, уведомления работниками представителя нанимателя об обращении к ним лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Под конфликтом интересов на государственной или муниципальной службе в Федеральном законе «О противодействии коррупции» понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) государственного или муниципального служащего влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (служебных) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства.

Противодействие коррупции, как одной из системных угроз безопасности Российской Федерации, предполагает комплексную систему действий со стороны государства, обеспечивающую согласованность деятельности, объединение усилий всех органов и организаций, и, в первую очередь, путем осуществления эффективного взаимодействия различных субъектов антикоррупционной деятельности на прочной законодательной и организационной основе.
Именно в этих целях в соответствии с положениями Федерального закона «О противодействии коррупции» Президентом Российской Федерации утверждена Национальная стратегия противодействия коррупции и изложен в новой редакции Национальный план противодействия коррупции на 2021 – 2024 годы. В этих документах определена программа действий как органов государственной власти, органов местного самоуправления, так и институтов гражданского общества, организаций и физических лиц. В свою очередь в этой системе мер в качестве одной из важных составляющих выступает координация правоохранительной деятельности по борьбе с коррупцией, осуществляемая органами прокуратуры.